На форумах тестировщики ПО называют себя невоспетыми героями. Сравнение точное: все заслуги за создание программы приписываются разработчику, в то время как тестировщик – специалист, который доводит сырой продукт до ума, остается в тени.
Профессия тестировщика появилась не так давно: найти сейчас человека, допустим с 10-тилетним стажем работы, практически невозможно. Считается, что первыми тестерами были специалисты по качеству – сотрудники, которые проверяли программное обеспечение (ПО) на соответствие ГОСТам. Однако обязанности современного тестировщика не ограничиваются простой сверкой определенных показателей: тестирование сегодня – сложная, многоступенчатая работа, которая сопровождает процесс создания программного продукта с начала и до конца.
Что послужило толчком для появления новой профессии – тестировщик ПО? Все просто: постепенно в компаниях-разработчиках осознали, что ключевой составляющей успеха любого программного продукта является, в первую очередь, его качество. В результате, если еще несколько лет назад эта профессия считалась редкой и не очень востребованной, то сегодня спрос на тестировщиков на порядок превышает предложение (по некоторым оценкам, на одного соискателя приходится около 20 предложений от работодателей).
Тестировщик ПО может работать в IT-компаниях, разрабатывающих программное обеспечение и интернет-сайты, в составе независимых групп тестирования или в компаниях, занимающихся исключительно тестированием ПО: в любых организациях, внедряющих собственные системы автоматизации (например, многие банки имеют свои отделы разработки и тестирования ПО).
По следам программиста
Цели и задачи тестировщика умещаются в простую формулу – сделать программу лучше. Отлично передает смысл этой работы профессиональная шутка тестеров:
– Зачем нужны тестировщики?
– Чтобы программисту, гордо сказавшему «Это сделал я!», было от кого услышать: «Ну и посмотри, какую ерунду ты сделал!».
Работа тестировщика напоминает работу следователя или детектива: он идет по «горячим следам» программиста и выискивает ошибки (на профессиональном языке – баги). В ход идут различные дедуктивные методы и скрытые приемы. Чтобы отыскать спрятавшуюся в глубине программы ошибку, нужно быть изобретательным: задавать нужные вопросы, знать психологию программиста и уметь предвидеть, где именно может скрываться увертливый баг. Профессионал никогда не ограничится выполнением шаблонных заданий тест-плана, он придумает собственные способы тестирования, попробует разные пути и комбинации.
Мало просто проверить программу на ошибки, сверхзадача тестирования – сделать программу такой, какой ее хотел бы видеть заказчик. Здесь есть свои сложности: часто тестированию подвергают практически готовое ПО, а в этом случае кардинально изменить какие-то параметры в программе уже невозможно. Правильный подход – проводить промежуточные тестирования на каждом этапе создания ПО, только тогда у заказчика есть реальный шанс получить желаемый продукт.
Найти и обезвредить
Общая проблема тестировщиков (да и программистов тоже) – отсутствие внятных требований со стороны заказчика. Довольно сложно угодить клиенту, который сам не знает, чего хочет. Взаимодействовать непосредственно с заказчиком тестировщику не приходится – эти функции возложены на аналитиков. Они общаются с клиентами, выясняют их пожелания и готовят техническое задание (спецификацию). Техзадание и есть тот самый эталон, на который равняются разработчики и тестировщики ПО.
Получив задание, программист начинает работу. Тестировщик (в идеальном варианте) следует «по пятам» за разработчиком: выявляет и анализирует дефекты, составляет отчеты о ходе тестирования. В сущности, чем раньше будет найдена та или иная ошибка, тем лучше будет конечный результат. На разных стадиях разработки программа может меняться, обрастая новыми свойствами, функциями и возможностями (которые изначально и не были прописаны в техзадании, но появились по рекомендации отдела тестирования).
Мастер на все руки
В большинстве компаний тестировщик – универсал, мастер на все руки: он владеет всеми видами тестирования, а их около десятка (функциональное, пользовательского интерфейса, локализации, безопасности, совместимости, позитивное и негативное, ручное и автоматизированное и т. д.). Он же совмещает в себе функции тест-дизайнера, разработчика тестов и администратора тестовой системы.
В идеале каждый тестер должен заниматься конкретным делом и специализироваться на определенном виде тестирования (так, по крайней мере, обстоит дело в крупных тестировочных компаниях). С другой стороны, мультифункциональность – прекрасная основа для профессионального и карьерного роста.
Кстати, одной и той же группе тестирования часто приходится обслуживать сразу несколько проектов. Такая работа – еще один отличный способ быстрого накопления полезных навыков и знаний.